Сергей Буянов: «С проектированием контейнерных судов ледового класса в России проблем нет»

23 July 2020

Генеральный директор ЦНИИМФ Сергей Буянов в ходе подготовки к XV Международному форуму по развитию транспортных коридоров TRANSTEC (14-16 сентября 2020 года) в интервью «ПортНьюс» дал экспертную оценку проектам осуществления транзитных грузоперевозок по Севморпути и развития Северного морского транспортного коридора (СМТК).

-  Сергей Иванович, в настоящее время основу для перевозок по Северному морскому пути составляют сырьевые товары, прежде всего сжиженный природный газ (СПГ). Сергей Иванович, какие грузы, по вашему мнению, могли бы перевозиться в транзите?

- Если говорить о международном транзите, то основу перевозок должны составить контейнерные грузы. Это часть грузопотока, перевозимого по направлению Азия – Европа. Сейчас этот грузопоток идет  южным морским путем.  Объем контейнерных перевозок из Азии в Европу сейчас составляет порядка 15 млн TEU, в обратном направлении – около 7 млн TEU. Возможно, часть этого груза удастся привлечь на Северный морской путь.

- Недавно компания  «Русатом Карго» объявила о реализации проекта по строительству контейнерных портов-хабов в Мурманской области и на Дальнем Востоке, а также о строительстве контейнеровозов класса Arc7. Как вы оцениваете эти планы, насколько они оправданы и реализуемы?

- Многое в названных проектах как раз зависит от наличия грузовой базы. На данный момент нет ничего нереализуемого. Как показал опыт проекта «Ямал СПГ» и порта Сабетта, при рациональном подходе можно реализовать всё. По планам «Русатом Карго» проект Северный морской транспортный коридор (СМТК) будет реализован в два этапа – «пилотный» и «полномасштабный». Я считаю, что это правильный подход. На данный момент для реализации «пилотного» этапа нет каких-либо нерешаемых задач.

-  Какие главные вопросы, по вашему мнению, нуждаются в решении для успешного развития транзитных перевозок по Севморпути?

- Для успешного развития транзитных перевозок по СМП и, в первую очередь, для привлечения иностранного грузопотока необходимо, во-первых, дальнейшее развитие атомного ледокольного флота. Здесь несомненно должен быть реализован проект строительства серии ледоколов типа «Лидер». Во-вторых, необходимо совершенствование навигационно-гидрографического обеспечения: обследование и установление глубоководных путей. В-третьих, требуется развитие спутниковой группировки для получения качественной и актуальной информации о ледовой обстановке на протяжении всего Северного морского пути.

- Если возвращаться к планам перевозки контейнеров по трассам Севморпути, насколько Россия способна самостоятельно спроектировать и построить контейнерные суда ледового класса по конкурентоспособным ценам?

- С вопросом проектирования контейнерных судов ледового класса в России проблем нет. А вот строительство таких судов по конкурентным ценам пока возможно либо с учетом государственного субсидирования, либо в кооперации с зарубежными верфями.  

- Представители иностранных компаний DP World и COSCO заявили о необходимости повышения уровня безопасности судоходства на трассах Севморпути и расширения сезонного «окна» для перевозок в Арктике. Как это можно обеспечить?

- Как я уже сказал, это возможно за счет совершенствования навигационно-гидрографического обеспечения, систем связи и развития системы предоставления информации о ледовой обстановке. Это является основой безопасности мореплавания в Арктике. Развитие этих систем позволит снизить возможные риски чрезвычайных ситуаций и сделает Севморпуть более привлекательным для транзитных перевозок широкого спектра грузов.     

- Руководство «Атомфлота» обозначило проблему недостаточного объема аналитики и прогнозирования при прохождении трассами Севморпути. Что, на ваш взгляд, можно сделать для решения этой проблемы?

- По-моему мнению это комплексная задача, включающая информационные и организационные мероприятия. Необходимо создать единую информационную систему обстановки на трассах Северного морского пути, которая бы представляла операторам флота всю необходимую информацию и позволяла выполнять как стратегическое, так и оперативное управление транспортным и ледокольным флотом. Учитывая ограниченные ресурсы ледокольного флота, это задача является первостепенной.   

Источник